Ни один день школьной жизни не обходится без конфликтов – слишком много детей и взрослых взаимодействует здесь. Конфликты могут быть самыми разными: от легких ссор на несколько минут до серьезных проблем типа буллинга продолжительностью не один месяц.
Школа – это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались несколько сотен детей и несколько десятков учителей.
Итак, школьные конфликты неизбежны, а учитывая особенности детей с интеллектуальными нарушениями, они возникают еще чаще. В них бывают вовлечены учителя, ученики и их родители. Поэтому главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон.
Зачастую для решения самых сложных вопросов, разобраться с которыми двум лицам самостоятельно никак невозможно, приглашается третья сторона.
И вот тут-то на помощь приходит третья сторона, нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio – посредничество). Главное отличие в том, что медиатор ни в коем случае не считает себя выше спорящих, не навязывает им свое мнение, не подталкивает ни к какому решению. Он как будто бы модерирует беседу, то есть просто держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников.
Медиация – это особый вид переговоров, при котором нейтральный посредник помогает сторонам в конфликте найти взаимовыгодное решение.
Суть процесса медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. И в этом не будет никакого внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью.
Цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых. И в этом, пожалуй, и состоит ее главное отличие от арбитража, традиционного судебного разбирательства.
И дети, и взрослые участники процесса должны знать, что медиация основывается на следующих принципах:
- беспристрастность медиатора. Сотрудник службы обязан помнить, что при решении проблемы нельзя отдавать предпочтение никому из участников конфликта. Медиатор ни в коем случае не должен во время спора вставать на чью-либо сторону. Если же он чувствует, что не в силах сохранять нейтралитет, лучше передать это дело своему коллеге;
- конфиденциальность. Обратившиеся за помощью в службу должны быть уверены в том, что вся информация об инциденте останется за закрытыми дверями кабинета школьного медиатора и не получит публичного обсуждения. Исключением являются сведения криминального характера (информация об угрозе чьей-то жизни или о возможном правонарушении) – медиатор предупреждает участников об этом.
- добровольность. Начинать процедуру медиации можно лишь тогда, когда к этому готовы все стороны конфликта. Если кто-либо из них против вашего вмешательства, урегулирование ситуации конкретно таким образом не состоится. Придется поискать другой вариант.
- ответственность всех сторон за принятое решение. «Мирный договор» заключается с учетом мнения всех участников и с их согласия. Алгоритм выхода из спорной ситуации разрабатывается по такому же принципу. Поэтому каждая из сторон должна помнить о своей персональной ответственности за соблюдение договора.
- равноправие всех участников конфликта. Недопустимо ставить одну из сторон выше другой по причине возраста, пола, социального статуса и т. д. Процесс медиации должен в равной степени учитывать интересы каждого, кто обратился в службу. Также принцип равноправия означает, что все участники беседы имеют одинаковое право участвовать в обсуждении проблемы и предлагать пути ее решения;
- открытость. Имеется в виду не только откровенность всех участников разговора, но и абсолютная прозрачность самой медиативной процедуры. Перед началом беседы сотрудник школьной службы медиации знакомит присутствующих с основными принципами медиации.
Целями службы медиации является:
- Популяризация среди обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогов альтернативных способов разрешения конфликтов, развитие культуры диалога;
- Помощь в разрешении конфликтных ситуаций на основе принципов медиации;
- Создание альтернативы административному способу реагирования на конфликты, содействие снижению количества административных обращений;
- Повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса, в том числе в сфере эффективной коммуникации в конфликте.
Задачами службы медиации являются:
- Проведение медиаций
- Информирование обучающихся и педагогов о принципах и возможностях медиации.
- Профилактика конфликтов в школьной среде
Обратиться в Службу медиации могут все участники образовательного процесса старше 10 лет. Информация о том как это можно сделать расположена в закладке Контакты.
Нормативно-правовая база школьной медиации в РФ
Локальные акты, регламентирующие работу службы медиации в ГБОУ № 565
Официальная публичная страница методического объединения руководителей школьных служб медиации (г. Санкт-Петербург) https://vk.com/arbimed_school
Сайт ресурсного центра дополнительного образования по направлению «Развитие школьной службы медиации ресурсами дополнительного образования детей» (г. Санкт-Петербург) https://mediation323.blogspot.com/
Матуа Екатерина Викторовна – педагог-психолог, руководитель службы медиации, 4 этаж кабинет 4-6
Светличная Анастасия Алексеевна – социальный педагог, специалист службы медиации, 2 этаж
Грачева Надежда Георгиевна – учитель музыки, специалист службы медиации, 4 этаж
Контакты партнеров
Также вы можете обратиться в службу медиации Центра психолого-педагогического сопровождения Кировского района Санкт-Петербурга
Телефон Центра для получения устной справочной информации (812) 246-29-52 в часы работы с понедельника по пятницу с 09:00 до 20:00, в субботу с 11:00 до 17:00.
Лига Медиаторов
Городской центр «Контакт»
СПб ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики
асоциальных явлений среди молодежи»
+7 (812) 388-46-27
Вопросы и комментарии приветствуются